Когда дизель ЯМЗ вдруг выходит из строя, причем задолго до того, как выработает свой ресурс, авто-владелец часто в недоумении: вроде и обслуживал вовремя и грамотно, масла и фильтры заменял. Видимо, не повезло с заводским качеством? Однако, как правило, выясняется, что не повезло именно с топливом.
Качество применяемых горючего и смазок, безусловно, решающим образом влияет на показатели надежности и ресурса любого типа двигателя, которые производит ОАО Автодизель. Это аксиома, не требующая доказательств. Причем, именно у дизелей эта зависимость выражена очень жестко, поскольку высокое давление при эксплуатации определяет и высокий уровень нагрузок. Понятно, чтобы успешно им противостоять, детали должны смазываться качественными маслами. Ну а если горючее не того качества? В таком случае можно ожидать чего угодно, например, резкого роста давления внутри цилиндров. Тогда даже отличное масло не способно будет защитить узлы и детали от износа и повреждения. Поэтому, к дизельному топливу требования должны быть не менее высокими, чем к ГСМ.
Каким все-таки должно быть горючее для дизеля ЯМЗ, чтобы была возможность предохранить мотор от ускоренного износа и незапланированных поломок? Ответить на этот вопрос можно только, хорошо понимая закономерности процесса работы дизельного силового агрегата.
Рассмотрим, как же сгорает в дизеле топливо. Этот процесс определяется многими факторами, определяемыми конструкцией двигателя: типом камеры сгорания, давлением впрыска, режимами работы, частотой вращения, температурой, углом опережения впрыска, а также сортом топлива и составом его фракций.
Непосредственно процесс сгорания делится условно на четыре периода: задержка самовоспламенения; быстрое горение; замедленное горение и догорание на линии расширения. В момент начала впрыска происходит ускорение всех физических и химических процессов внутри камеры сгорания, возрастает температура, а также скорость всех химических реакций. Что в итоге приводит к самовоспламенению смеси кислорода воздуха с топливом. Далее начинается интенсивное горение и резкое повышение давление в цилиндре.
В данный период (быстрое горение) выделяется большая часть (60-70%) тепловой энергии. Во вторую фазу подача горючего продолжается, и весь топливный заряд сгореть не успевает. Далее следует этап медленного горения, когда выделяется еще 20-25% энергии. Нужно, чтобы к его концу топливо прогорело полностью . Если этого не произойдет, то появится дымный выхлоп, и резко возрастет содержание токсинов в нем.